Страница музей А.С.Пушкина Болдино в Instagram Виртуальный тур по музею А.С.Пушкина Болдино
+7 (831 38) 2 33 77, +7 991 451 64 01
muzey.asp@mail.ru
Музей А.С.Пушкина Болдино. Официальный сайт
До 31 мая 2024 года Болдинская усадьба закрыта для посетителей.  Подробнее...

20 октября 1830 года

Усадьба Пушкиных. Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино»

Усадьба Пушкиных. Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино»

 

«Метель»

20 октября закончена пятая из повестей «Белкина» – «Метель».

Как и в «Барышне-крестьянке», в «Метели» герои разыгрывают в жизни некий литературный сюжет. Повести похожи, как по нагромождению сюжетных недоразумений, так и по искусственно счастливой развязке.

В «Метели» Пушкин (при помощи вымышленного автора – Ивана Петровича Белкина) попробовал «примерить» к обыденному усадебно-дворянскому быту трогательный и трагический литературный шаблон: любовь с препятствиями, похищение девушки из родительского дома.

«Марья Гавриловна была воспитана на французских романах, и следственно была влюблена... Само по себе разумеется, что молодой человек пылал равною страстию... они (что весьма естественно) дошли до следующего рассуждения: если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам как-нибудь обойтись без нее?». Молодые люди задумывают обвенчаться тайно от родителей. Побег готовится с традиционными романтическими деталями (чувствительные письма перед отъездом, запечатанные печаткой с двумя пылающими сердцами, «ужасные мечтания», прерывавшие сон, и «печальные предзнаменования»). Все идет по плану. Но из-за внезапно поднявшейся метели совпадение псевдослучайностей приводит к тому, что Марья Гавриловна венчается с неизвестным ей человеком, который исчезает сразу же после совершения таинства. Через три года в жизни героини разыгрывается новый роман в соответствии со штампами сентиментальной литературы. В «Метели» Пушкин пародирует неправдоподобное стечение обстоятельств: два эпизода из жизни уездной барышни Марьи Гавриловны, разделенные тремя годами (неудачный побег с Владимиром и встреча с незнакомым раньше Бурминым), вдруг оказываются связаны.

На листе, где 16 октября было записано стихотворение «Моя родословная», сохранился план повести, не вполне совпадающий с окончательным вариантом: «Метель. Помещик и помещица, дочь их, бедный помещик. Сватается, отказ. Увозит ее. Метель. Едет мимо, останавливается. Барышня больна. Он одет с отчаяния в армию. Убит. Мать и отец умирают. Она помещица. За нею сватаются. Она мнется. Полковник приезжает. Объяснение».

«Метель» начата как повесть мрачная, с трагическими возможностями. Но авторская улыбка сопровождает рассказ даже в таких эпизодах, как болезнь Марьи Гавриловны и известие о смерти Владимира. Иронический тон во второй части повести придает неожиданной развязке совершенно комедийно-водевильный налет – «жених своей жены».

 

Иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель» (художник И.Шаймарданов)

Иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель» (художник И.Шаймарданов)

 

Тонкой пушкинской иронией проникнуты все «Повести Белкина». Некоторые исследователи истолковывают эту иронию только как пародийное начало. По мнению других литературоведов, «Повестями Белкина» Пушкин разрушал сентиментальную традицию в русской повести не средствами литературной пародии, а реалистическим изображением типичных сторон жизни. Герои «Повестей Белкина» – это обычные люди, их чувства (а именно они подвергались особому преувеличению в повестях современных Пушкину писателей) поэт нарочито упрощает.

Реализм «Повестей Белкина» был подготовлен всем развитием русской прозы XVIII–начала XIX века и опирался на достижения западной литературы. Обращение Пушкина к прозе вызвано усилением реализма его творчества в целом. Он опередил прозу своего времени. «Повести Белкина» сыграли значительную роль в истории русской литературы.

Впервые весь цикл повестей, включая «издательское» предисловие, был опубликован в 1831 году в книге «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.». В 1834 году повести были переизданы уже как пушкинские. Критики на первых не смогли оценить новизну и свежесть пушкинских повестей, поспешив объявить их произведениями ничтожными и недостойными гения Пушкина-романтика.

Влияние «Повестей Белкина» на развитие последующей русской реалистической литературы было оценено уже на историческом расстоянии.

..Но обращусь лучше к нашей литературе: всё, что есть в ней истинно прекрасного, то всё взято из народа, начиная с смиренного, простодушного типа Белкина, созданного Пушкиным. У нас всё ведь от Пушкина...

(Ф.М. Достоевский)

..Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне дружбу – прочтите сначала все «Повести Белкина». Их надо изучать и изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и не могу вам передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение…

Изучение это чем важно? Область поэзии бесконечна, как жизнь; но все предметы поэзии предвечно распределены по известной иерархии и смешение низших с высшими, или принятие низшего за высший есть один из главных камней преткновения. У великих поэтов, у Пушкина, эта гармоническая правильность распределения предметов доведена до совершенства. Я знаю, что анализировать этого нельзя, но это чувствуется и усваивается. Чтение даровитых, но негармонических писателей (то же музыка, живопись) раздражает и как будто поощряет к работе и расширяет область; но это ошибочно; а чтение Гомера, Пушкина сжимает область и если возбуждает к работе, то безошибочно...

(Л.Н. Толстой)

МЕТЕЛЬ

Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокой...
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокой.
. . . . . . .
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы...

Жуковский.

В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р**. Он славился во всей округе гостеприимством и радушием; соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную и семнадцатилетнюю девицу. Она считалась богатой невестою, и многие прочили ее за себя или за сыновей.

Полный текст произведения


Поделиться:    

К О Н Т А К Т Ы

Государственный 
литературно-мемориальный
и природный музей-заповедник 
А.С. Пушкина «Болдино»

607940
Нижегородская область,
село  Большое Болдино,
ул. Пушкинская, 144

+7 (831 38) 2 33 77
+7 991 451 64 01

mАдрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.   

 

На карте

Содержание сайта