В Музее пушкинских сказок в Большом Болдине работает выставка «Там чудеса….».
Нам всем с детства знакомы строки из поэмы «Руслан и Людмила»:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
В Музее сказок все эти образы сейчас можно увидеть на прелестных вещицах мастеров Палехской, Мстёрской и Холуйской миниатюры.
Лаковая миниатюра - промысел, который появился в селениях современных Ивановской и Владимирской областей в начале ХХ века на базе старинной русской иконописной традиции. Со временем он приобрел своеобразную национальную выразительность, поэтичность в написании сюжетов, утонченную легкость и объем в изображении.
Одна из самых любимых тем для художников лаковой миниатюры - творчество Александра Сергеевича Пушкина. В его произведениях много ярких, колоритных персонажей. Работы мастеров Палеха, Холуя и Мстёры как нельзя лучше подходят к ним в качестве иллюстраций.
Родиной лаковой миниатюры считают Китай. В России благодаря торговле с восточным государством расписные подносы, веера и ширмы появились в 17 веке. При Петре I петергофский дворец Монплезир украсили 94 лаковых панно «под Китай», а вскоре лаковое дело стали преподавать в Академии художеств. В окрестностях Москвы и Петербурга работало множество мастерских, но уцелели лишь четыре центра: Федоскино, Палех, Холуй и Мстёра.
Сегодня Мстёра, Палех и Холуй – известные сувенирные бренды России. Когда-то художники из этих сел писали иконы в «суздальской» манере. Для нее была характерна мягкость и плавность линий, яркость цветов, простая и симметричная композиции. В изображениях использовались бытовые детали из местной жизни. Красочные работы по стилю были близки к народному лубку.
Каждое село имело свою манеру, которая впоследствии отразилась и на местной лаковой миниатюре.
В Холуе, вотчине Троице-Сергиевой Лавры и Суздальского Спасо-Ефимиева монастыря, иконописным делом занимались еще с 16 века. Работы холуевских мастеров отличали многоцветность и своеобразный наивный реализм, особенно ярко проявившийся в иконном пейзаже.
Мстёрский иконописный промысел начался в 17 веке. Его художественная манера создавалась вкусами и потребностями старообрядчества - дониконианской стилистической традиции. Мстёрской иконописи свойственен особый колорит. Как правило, это два контрастных строя: теплого тона (охряной или темно-зеленый с киноварной доминантой) и холодный (блеклый разбельный с голубоватыми и бирюзовыми оттенками).
Иконы в Палехе начали писать в 17 веке. Как и Мстёра, Палех удовлетворял старообрядческую потребность в стилях «древлего благочестия». Для этих работ характерны спокойный теплый тон без вызывающей яркости и внешней эффектности, сдержанность, сложная обработка лиц плавями (последовательным наложением определенной краски в определенном порядке), гармоничное колерование одежд и общая сложность композиции.
После революции 1917 года иконописцы, среди которых было много талантливых художников, остались без работы.
В 1923 году в Мстёре была создана артель «Древнерусская живопись», мастера которой расписывали деревянные шкатулки, посуду, матрешек, осваивали роспись масляными красками настенных ковриков. Вскоре этим же стали заниматься художники Палеха и Холуя.
Мстёрские живописцы практически не используют черного фона. От их работ возникает ощущение праздника. В мстёрских рисунках особую роль играет пейзаж. Но он, как и сюжет росписи, прописывается более мелко. За счет построения пространства несколькими планами миниатюра получает глубину. И мстёрские изделия, как и некогда их иконы, имеют так называемую «ковровость», присущую Востоку.
Написанные золотистыми красками на черном фоне палехские миниатюры отличаются разнообразием цветовых переходов и элементов композиции, орнаментальным богатством рисунка. Как и в иконописи, в них используется письмо «плавями».
Холуйские мастера стараются избегать черного фона. Сюжет их миниатюр чаще разворачивается в живописном пейзаже (отсылка к холуйской иконе). Изображения лаконичные и объемные. Крупные планы при минимуме деталей.
Увидеть работы лучших мастеров лаковой миниатюры можно до 30 октября по адресу:
село Большое Болдино, ул. Пушкинская, 144
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино»
Музей пушкинских сказок (Дом Успенского)
Режим работы:
вторник - воскресенье с 10:00 до 17:00? (понедельник – выходной)